К сожалению, приходится отмечать, что в последние годы детей с речевыми нарушениями становится все больше. И это в первую очередь вызвано участившимися случаями рождения детей с диагнозом «перинатальная патология центральной нервной системы».
Алалия, дизартрия, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи (ОНР) – речевые нарушения, которые требуют упорной, длительной коррекции. Несмотря на существующий арсенал медикаментов, методик и инструментов для коррекции речевых нарушений, у логопедов всегда повышенным вниманием пользуются немедикаментозные методы: логопедический массаж языка, лицевой мускулатуры и динамическая электронейростимуляция (ДЭНС), которая активизирует работу мышц речевого аппарата и мимических, а также улучшает зрительно-моторную координацию. Кроме того, этот метод безопасен и удобен в применении, не вызывает аллергических реакций и позволяет решать любые, подчас самые сложные задачи логопедии.
Многолетняя практика логопедов, освоивших технологию ДЭНС, показывает, что, как правило, уже после первых сеансов и тем более после полных курсов улучшается звукопроизношение, увеличивается словарный запас, речь становится фразовой. Отмечается улучшение памяти, концентрации внимания. Кроме этого, нормализуется сон и уменьшается возбудимость. Дети лучше вступают в контакт со сверстниками, охотнее выполняют обучающие программы. Кроме того, в группе детей, проходивших ДЭНС-лечение, снизилось число простудных заболеваний.
Метод ДЭНС дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность.
ДЭНС рекомендуется проводить курсами по 10–15 дней, 1 сеанс в день. На каждом сеансе рекомендуется обрабатывать 2 основные зоны и одну дополнительную зону. Зоны воздействия чередуются каждые 2–3 дня.
Методика ДЭНС при нарушении речевого развития у детей
Особое внимание нужно уделить шейно-воротниковой зоне, так как работа с ней снимает мышечные зажимы, улучшает кровоснабжение головного мозга и т.д. Стимуляция речевых зон (язык или подчелюстная зона) также улучшает кровоснабжение мышц артикуляционного аппарата, подготавливает их к активной работе.
По системе соответствий Су-Джок речевые зоны расположены на подушечках пальцев рук. Воздействие на эти зоны задействует связь пальцевой моторики и речевой функции (эти зоны расположены в коре головного мозга очень близко друг к другу). Поэтому развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Следующая важная область для стимуляции – околопозвоночные зоны, расположенные параллельно справа и слева вдоль всей протяженности позвоночника.
Для удобства проведения процедур можно использовать выносные электроды: ДЭНС-аппликаторы и массажные электроды.